UFO: Enemy Unknown, X-COM: UFO Defense, UFO: Afterlight

24 Марта 2013 19:17 ::: Просмотров 6566 ::: Комментариев 0

20 лет назад выпущена компанией Mythos Games и издана Microprose игра X-COM: UFO Defense (также известная как UFO: Enemy Unknown). Во главе проекта X-COM (и Apocalypse) стояли братья Голлоп, все остальные игры - клоны и подобия. Эта самая первая часть линейки игр жанра УФО, смесь пошаговой стратегии и тактической ролевой игры, произвела фурор среди геймеров того времени — впрочем, олдфаги-старые игроки имеют мнение, что и по сей день никто не смог превзойти ее по играбельности.

Я помню, когда первый раз увидел игру - вокруг играющего столпилась куча парней с открытыми ртами, истекающие слюнями. "Все, тебя убили, теперь я!" - кричал очередной счастливчик, выталкивая предыдущего игрока. Да, это был фурор, бомба, эпик. Сколько бессонных ночей было проведено за UFO: Enemy Unknown, когда был куплен мой первый компьютер! Удачная по тем временам графика, разрушаемые или деформируемые объекты и отличный геймплей - подобного еще не было.

От игрока требуется защищать Землю от разнообразных набегов пришельцев — похищений, террористических атак и внедрения агентов. Это, в свою очередь, требовало создания системы баз с радарами и перехватчиками, с мастерскими, лабораториями и прочими сопутствующими постройками, по всему миру.

X-COM: UFO Defense (UFO: Enemy Unknown) - режим Geoscape

У игры было два режима: трехмерный — «Geoscape» — отображал шарик Земли с базами (с разными степенями ускорения), и двумерный (изометрия) — «Battlescape», который использовался во время пошаговых тактических сражений. Задачей игрока было защитить население от посягательств инопланетян, сбивая тарелки в трехмерном режиме и проводя их зачистки в двумерном режиме. 

X-COM: UFO Defense (UFO: Enemy Unknown) - режим battlescape

Если команда X-Com под руководством игрока не будет успешно успевать отразить атаки пришельцев – то от услуг организации может отказаться часть стран, прекратив финансирование и перейдя на сторону пришельцев. Если таких предателей отступников будет много – битва за Землю проиграна. Игрок управляет своими солдатами в походовом режиме и пытается добиться успеха (взрыв базы пришельцев, захват “языков”, захват НЛО и артефактов пришельцев).

Весь персонал, техника и строения требовали денег на покупку, вербовку и производство, а затем и на содержание и обслуживание. Экономическая часть игры позволяла торговать разработанными в лабораториях (и позаимствованными у врага) технологиями, созданным в мастерских вооружением, прочими инопланетными трофеями (включая трупы пришельцев — чуть ли не основная часть дохода поначалу). Навыки бойцов можно было улучшать чуть ли не до бесконечности (впрочем, был баг с числом 256 - при превышении его навык обнулялся).

В процессе игры путем допроса пленных выясняется местоположение главной базы пришельцев - под плато Кидония на Марсе, куда необходимо полететь на самом крутом транспортном перехватчике "Avenger", навалять всем по самое нехочу, уничтожить гигантский мозг - главного координатора, завершить игру и лечь наконец спать :)

В 1995 году вышла вторая часть, которую назвали X-COM: Terror From The Deep. Она была чуть менее популярна. Это был просто качественно перекрашенный клон первой части, из-за чего «шарм» игры был во многом утерян, что лишь отчасти компенсировалось возросшей сложностью. В эту игру я так и не доиграл - устал шерстить гигантские карты в поисках последнего затаившегося врага. Имело место замороченное дерево исследований, без знания багов которого игрок рисковал вообще не получить некоторые технологии и даже застрять в игровом процессе.

Единственная другая игра из серии UFO, которая мне приглянулась, это "UFO: Afterlight", от наших друзей по социалистическому лагерю - чешской компании ALTAR Interactive.  UFO: Afterlight - некая смесь Цивилизации, Альфа Центавры и УФО. Действие происходит на Марсе, куда сбежали остатки людей (Земля пока как бы непригодна для жизни, в предыдущих играх этой компании инопланетные захватчики, ретикуляне, решили превратить планету то ли в инкубатор, то ли в гигантский биологический компьютер). Почему-то те самые ретикуляне смилостивились и помогли людям построить базу на Марсе и даже дали летающую тарелку. Здесь игроку предстоит изучить технологии, захватить соседние территории с ресурсами, подружится или уничтожить соседей по планете, утопить марсиан в океане терраформированной планеты.

ufo-afterlight - марс надежда людей

Здесь нет обычной пошаговости - есть активная пауза. Развитие зависит от ресурсов - чем больше захвачено территорий - тем лучше. Люди имеют специализацию - инженер, техник, ученый, солдат. Наиболее ценны универсалы - боец-ученый, боец техник. При некотором стечении обстоятельств в команду приходят ретикулянин и марсианин. Ретикуляне специалисты по псионике, марсиане спецы по роботам. Несмотря на общую хрупкость, марсиан тяжело убить - лучше сжигать.

ufo-afterlight - бой

Здесь неплохой обзор игры. Рекомендую. Многих интересует дерево исследований - его нет, но есть старенькая программа от энтузиаста игры, показывающая полный и точный список технологий, строений, обмундирования / оснащения / вооружения, тренировок и триггеров, можно построить путь получения технологии или другой сущности. То есть возможности шире, чем просто дерево исследований.

Еще есть достаточно неплохая игра "UFO: Alien Invasion" - свободная лицензия, разрабатывается командой энтузиастов уже долгое время. Один большой минус - по своим неведомым причинам разработчики отказываются делать сохранение во время боев, что сводит на нет все достоинства. Ну, по крайней мере, в моих глазах - не люблю жесткие рамки.

 UFO: Alien Invasion

Ну и наконец последняя на сегодня игра - XCOM: Enemy Unknown 2012 года от Firaxis Games. Наиболее близко подобралась к X-COM: UFO Defense 1993 года, но с оговорками. Графика достойная, озвучка тоже, и есть какой-никакой сюжет. Экономическая часть отсутствует - если проиграл миссии и страна отказалась финансировать - зубы на полку. Если таких стран несколько, туши свет и закрывай двери - земляне проиграли. Говорю сразу - сравнивать с оригиналом не стоит, лучше воспринять как игру "по мотивам" родоначальника серии УФО.

Игровое время проходит довольно быстро - изучаем технологии, ловим пришельцев, узнаем правду-матку, тренируем солдата псионика, строим камеру Голлопа (названо не иначе как в честь авторов оригинала 1993 года), где наш псионик приобщается к общей пси-сети главных заправил - этериалов (которые признают в людях достойных продолжателей их дела), высаживаемся на большой главный корабль, где всех убиваем и погибаем вместе с кораблем. Да, конец какой-то непонятный, невнятный и быстрый. Но, на камеру Голлопа можно забить, и продолжать играть теоретически бесконечное время - главный корабль будет висеть над Землей и терпеливо ждать своей участи.

ufo-enemy-unknow-2012 - геоскейп выбор миссии

В XCOM: Enemy Unknown 2012 я играл три раза на нормальной сложности, особых проблем не испытывал, все страны удалось сохранить. Тяжело только в начале, когда мало материалов, стоит выбор - или изучать технологии, или строить новые пушки, или новые здания, или заказывать спутник. Базу можно строить всего одну (и несколько типа опорных пунктов с истребителями), в команде максимум 6 бойцов. Каждый боец четко специализирован - снайпер, штурмовик, поддержка, тяжелое вооружение. Внутри каждой специализации конечное число навыков, их придется выбирать. Например, поддержка будет либо шустрой, либо лечащей. Снайпер после полного курса усовершенствований может один вынести всех врагов, за один ход! Штурмовик с дробовиком в режиме ответного огня может завалить всех проходящих мимо пришельцев. Тяжелый боец с навыком "+100 к роботам" за один выстрел может положить сектопода (весьма опасный ходячий робот, много жизни, большой урон).

ufo-enemy-unknow-2012-сектопод валит нашего бойца

ufo-enemy-unknow-2012-мутон скорее всего не переживет ход

Патроны бесконечные, оружие нельзя передать другому бойцу, нельзя подбирать с земли. Игра сама подсказывает, что нужно делать - кого брать в плен, что строить, кому продать (редкие случаи дополнительного заработка). Иногда даются миссии по спасению важной персоны или обезвреживания бомбы, дают денег или специалиста. Основной же доход приносят спутники над странами, некоторые страны имеют бонус, например +30% к деньгам или моментальный допрос/вскрытие. Радуют карты - можно пройти, не ломая голову в поисках пришельцев. В целом игра достойная. Но минусы тоже есть, чувствуется заточка под консоли, как следствие дурацкое управление и глюки с перемещением/позиционированием. С одной стороны,  XCOM: Enemy Unknown 2012 сильно упрощена, с другой стороны - динамичнее. Графика хороша, ради этого стоит как минимум один раз поиграть, ну и нельзя не отметить. достойное звуковое оформление. Рекомендую.

Возврат к списку