Первый опыт общения с Debian

18 Января 2007 22:59 ::: Просмотров 5674 ::: Комментариев 8

На самом деле это уже второй раз в моей жизни, когда я ставлю линукс, первый раз было на работе осенью того года, но дальше первоначальной установки и командной строки дело не пошло - с новой силой навалилась текучка, и стало не до экспериментов. В конце концов я созрел до того, что решил поставить линукс дома, чтобы неспеша изучить, что там к чему. Выбор дистрибутива почему-то пал на Debian, видимо не последнюю роль сыграли авторские проекты - сайты Романа Лагунова и Записки дебианщика , а также влияние сисадминов в конференциях на jabber.ru. Попутно в результате недавно произошедшего небольшого апгрейда домашнего винта было зарезервировано 10 гигов для опытов с линуксом, также получилось раздобыть 2 dvd с дистрибутивом Debian/sarge3.1r4. Итак, краткий конспект по установке.

Перво-наперво были прочитаны вводные статьи, инструкция по установке на сайте Debian. Далее на отдельный листок выписаны основные команды, которые пригодятся в процессе установки и отладки, почерпнутые из электронных книжек и предыдущего опыта. Это:

  • aptitude = менеджер пакетов, то бишь программа установки всего что есть в известных ей хранилищах программ
  • ls -l = показать список файлов и каталогов
  • fdisk -l = показать определеные при загрузке винты и разделы на них
  • /var/log/dmesg = файл-лог собственно загрузки
  • /etc/fstab = файл-список файловых систем, монтируемых при загрузке
  • /etc/mtab = файл-список смонтированных сейчас устройств
  • /proc/filesystems = файл-список поддерживаемых сейчас файловых систем

Первоначальная установка не вызывает никаких проблем, все ставится и определяется само. При первой загрузке я набрал в строке приглашения linux26, выбрав относительно новое ядро системы (по умолчанию ставится ядро 2.4, несколько устаревшее). Внимательно разбиваем автоматом свободное простанство, ставим все в один раздел (иначе не получилось, видимо не хватило основных разделов). На просьбу указать задачи устанавливаемой системы (рабочий стол, веб-сервер, почтовый сервер и т.д.) ничего не выбрал - сам поставлю что надо.

Первоначальная установка базовой системы завершена, входим под именем root, нас дружелюбно встречает командная строка. Пишем apt-get install mc - установим аналог Norton Commander, чтобы удобно ходить по дискам. Это еще не совсем то, что нам бы хотелось видеть, поэтому запускаем aptitude и видим неисчислимое количество пакетов (то бишь программ), которые можно бесплатно и немедленно установить. Чтобы в полной мере насладится всеми возможностями линукса, нужно запустить иксы (X window systems, графическая подсистема) и какую-нибудь интегрированную среду (Gnome или KDE или еще что). Для этого можно сразу набрать в командной строке apt-get install x-window-system, я же работал через aptitude - для практики, и чтобы увидеть из чего это все состоит и от чего зависит. Ищем в перечне x-window-system, инсталлируем, отвечаем на вопросы установки. В качестве видео выбрал VESA, дрова на видяху установлю потом, шрифты тоже встали молча, пришлось только перегрузится чтобы они полностью применились.

KDE встал с первого раза, но поругался на какой-то kdeedu, который не является пакетом или поврежден, и при каждой попытке поставить какой-нибудь другой пакет жаловался на неудовлетворенную зависимость и, естественно, ничего не ставил. Пришлось снести KDE. Странно, образ диска что-ли кривой попался? Зато Gnome установился без проблем, в нем пока и осваиваюсь.

Припоминаю, что с десктопами тоже не все прошло гладко. В "автозагрузку" прописались, но стартовать сами и по команде startx отказались, как оказалось нужно было заинсталлить еще xserver. Непонятно, почему он не встал автоматом при установке x-window, хотя может я чего и упустил.
Отлично, все заработало, рабочий стол грузится, теперь нужно подумать о комфорте - послушать фоном музычку, глянуть свежий фильм :), но все это лежит на недоступном виндовом разделе. Почему-то в /proc/filesystems не обнаружилась ntfs, но где-то я мельком слышал что она подключается автоматом. Поэтому в файл /etc/fstab дописываем строчку

/dev/sda2 /mnt/win-f ntfs ro,user,auto 0 0

предварительно убедившись командой fdisk -l что это тот самый раздел, который нужен, и создав папку /mnt/win-f.

Командуем mount -a и видим новый диск, который, однако, доступен только руту. Поскольку идет настройка системы, и я все время сижу под рутом то проблем пока нет, но с правами простых юзеров нужно будет что-то сделать. Еще один прикол - файлы, названные по-русски, просто не видны! А вроде как должны быть видны, но иероглифами.

Следующий шаг - настроить ADSL интернет, чтобы оперативно задавать возникающие вопросы :) Хорошо, что не выкинул старый USRobotics, диалап удалось настроить буквально за пару часов. Вот с модемом Dlink DSL-200 пришлось возиться три вечера, но и эта крепость сдалась :) Для этого потребовался пакет eciadsl, но не тот который есть в составе дистрибутива, а eciadsl-usermode . Это драйвер для линейки чипсетов, используемых в модемах, ставится автоматом не захотел (поругался на какую-то устаревшую библиотеку, свежую версию которой найти не удалось). Пришлось вручную распаковать и раскидать по целевым папкам. В деле настройки очень помогли статьи - "Настройка USB ADSL модема Dlink DSL-200" и "Настройка РРРоЕ ADSL-соединения под ОС Linux при помощи USB модема" на Opennet.ru

Кроме eciadsl нужен еще пакет rp-pppoe, который работает поверх eciadsl и, собственно, занимается соединением с провайдером Интернет. Кстати, в итоге все-таки удалось успешно соединиться, но ничего не работало - пинги не шли, страницы не открывались. Подумав дедуктивно, в следующий вечер я установил пакет первого попавшегося dhcp-клиента, и все заработало. Как бы снова странно - думалось, такие вещи дожны быть изначально.

Так, теперь бы установить драйвера на GeForce6600, мерцание экрана уже достало. Качаем их с nvidia.com, перед запуском установки инсталлим header для текущего ядра. Тут надо быть внимательнвм - все должно совпадать до буквы, я провозился два дня из-за своей невнимательности. В результате все встало удивительно легко и работает до сих пор :) Почему-то только частота в апплете NVIDIA показывается 75 герц, в гномовских свойствах рабочего стола 50 герц, а на глаз вроде как 85 герц. Где правда, не знаю :)

Ну вот, вроде все необходимое есть. На днях купил себе (типа подарок на День рождения :) МФУ Samsung SCX-4200. Выбор был проведен тщательно, одним из условий было работа в линукс. Чтобы запустить install.sh пришлось драйвера копирнуть на винт (было ошибка доступа, видимо пытался писать на сд-диск :). Поругался на отсутствие CUPS, хотя последний был заранее инсталлирован, тем не менее все закончилось успешно. Тестовая страница отпечаталась успешно, какой-то html документ попавший под руку тоже распечатался, но вот текстовый документ из Abiword`а был отправлен в печать и, по заверениям программы, якобы успешно отпечатался, хотя принтер был нем как рыба. С этим еще предстоит разобраться, до сканера же руки еще не дошли.

Хотя еще не все поставленные задачи выполнены, я хочу таки поделиться мыслями по поводу.

Все-таки линуксу еще далеко до широкого применения на десктопах, к сожалению. Ни один рядовой юзер не будет тратить три дня на установку модема и возиться с пакетами и зависимостями. Можно спорить, что мол это только первый раз трудно, потом пойдет как по маслу, но факт есть факт.

Очень порадовал терминал и 4 альтернативные консоли. Чертовски удобно сделана возможность работы юзера с правами рута в случае необходимости, все админские дела можно сделать в консоли не выходя из сеанса. Виндовый runas я просто не знаю как назвать после этого :)

Здорово, что сразу после установки можно слушать музыку и смотреть фильмы без возни с крякнутыми ДиВиксами и прочими К-lite паками. Также здорово, что все основные необходимые программы, как текстовые процессоры и электронные таблицы уже есть в составе, снова не надо возиться с кряками и базарными дисками. Вообще, на тех двух ДВД-дисках с дистрибутивом лежат мегатонны различнейшего бесплатного софта, и для бизнеса, и для дома. Класс!

Думаю постепенно переезжать к Дебиану :) Но винду все-таки придется оставить, ибо там остались любимые игрушки (Маджонг 2006 и Эпоха империй 3 и несколько других). Также иногда занимаюсь рипаньем фильмов, записью через карту MIRO DC10+, как с этим делом в линуксе еще не знаю. Есть еще примитивный но очень нужный органайзер, напоминающий о днях рождения родных \близких \выдающихся личностях, военных \общероссийских \народных праздниках и приметах; об аналоге в линуксе тоже пока не знаю.

P.S. Думается, продолжение следует :)

Комментарии

Roman Lagunov19 Января 2007 19:50#291

Во-первых, Sarge или Debian Stable не очень подходит для "десктопа", у меня-то sarge, но у меня и не "десктоп".

Для десктопа рекомендуется Debian Testing, в данный момент - Etch. Софт в нем достаточно свежий, и хоть он называется "тестинг", по стабильности превосходит некоторые релизы других дистрибутивов.

Например, в sarge ядро 2.6.8 - а у меня уже стоит 2.6.18 из бэкпортов. Например, на дефолтном ядре нет драйвера для пакетной записи, поэтому и поставил 2.6.18.

Mc никогда не использовал, и не собираюсь. Линукс это не виндоуз, здесь костыли обычно не нужны. И "ходить по дискам" обычно тоже нет необходимости. Это дурная привычка идет из виндоуз.

Про KDE и Gnome ничего не могу сказать, потому что не использую. Мне это bloatware, пытающее всеми силами выглядеть как виндоуз не нужно. Да и "рабочего стола" у меня нет, и он мне не нужен.

Насчет монтирования с доступом от пользователя - man mount на предмет gid, fmask, dmask. Вот моя строчка:

[code]
/dev/hda2 /mnt/diskb ntfs ro,nls=utf8,gid=1000,dmask=0007,fmas k=0117
[/code]

Ntfs-раздел доступен для записи простому пользователю, но у меня он все-равно read-only смонтирован.

ADSL модем я и не настраивал - потому что хороший модем, а win-поделие. То есть, у меня он по совместительству еще и роутер. Просто я настроил default gateway на 192.168.1.1 - ip модема, и без проблем. Не три дня, а три минуты.

Мои замечения по финальным замечаниям :)

Как-раз пакеты и зависимости - это то, что мне нравится в дебиане. Потому как все программы и библиотеки, необходимые для нормального функционирования программы устанавливаются "автомагически".

Размер "пакета" picard для windows - 6 mb, для линукс - 320 kb. Почуствуйте разницу. А почему? Потому что нужен python, и виндузовый инталлятор ставит его вместе с программой.

А что будет, если я поставлю еще одну прогамму, которая требует python? Мне "дружественная" винда поставит еще один python?

Да, я от roota [strong]ВООБЩЕ[/strong] не залогиниваюсь. Для выполнения действий, требующих привелегий суперпользователя есть замечательная программа sudo. Очень советую поинтересоваться.

Roman Lagunov19 Января 2007 19:52#292

Кстати, если нужна будет помощь с дебиан, welcome to jabber or email.

Чем могу, всегда помогу.

Владислав19 Января 2007 20:36#293

2Roman Lagunov
[quote]Sarge или Debian Stable не очень подходит для "десктопа"[/quote]
если только из-за свежести софта, то это не проблема. Мне подумалось, что тренироваться лучше на стабильном релизе, хоть и старом, иначе кто там разберет, произошел глюк системы или виноваты кривые руки :) Пока задача - набраться начального опыту, ядрами пока заниматься обожду. Несколько непонятно, как можно обновляться из бекпортов или из тестируемого релиза? надо настроить aptitude, source? еще вопрос меня мучающий - можно ли настроить приоритеты источников, например если инет недоступен то просить СД-диск и т.д., если инет есть то спросить - использовать его?

Без МС после винды трудновато как-то... :) А как можно без "рабочего стола", к тому же дома? Документы, таблицы набирать из ком.строки :) ?

Про размеры я тоже заметил, на sourceforge многие проги для виндов весят заметно больше

Sudo я интересовался, один раз даже получилось настроить :) Поищу русское руководство, чтобы расставить все точки над i.

Спасибо за конструктивные замечания.

Владислав19 Января 2007 20:44#294

Да, насчет модема - уточняю, у мну он USB, что совсем не LAN

Roman Lagunov19 Января 2007 21:12#295

Я сразу не пояснил: [a href=http://backports.org]бэкпорты[/a] - это репозитарий пакетов, пересобранных в основном из тестрируемого дистрибутива для стабильного.

Так же, я вручную пересобираю некоторые пакеты из тестинга. У меня в sources.list источник бинарных пакетов - sarge, а пакетов с исходными текстами - etch.

Так что,

[code]
apt-get source package_from_testing
cd dir_where_sources_extracted
debuild -rfakeroot
[/code]

Это вкратце. Подробнее - мануал в пакете maint-guide.

Насчет используемых источников (из интернета, или с диска) есть такая штука "pinning". Можно "приколоть"(назначить приоритет) либо отдельному пакету, либо целому источнику пакетов.

[code]man apt_preferences[/code]

У меня так "приколот" sarge-backports. То есть, пакеты по-умолчанию устанавливаются с dvd, для того, что бы установить пакет из интернета, нужно явно попросить этого:

[code]$ sudo apt-get install -t sarge-backports linux-image-2.6.18-3-k7[/code]

Подробн ее - документация из пакетов apt-howto, apt-howto-ru.

Про рабочий стол:

Документы я набираю в emacs, таблицы, будет надобность, буду набирать там же.

Владислав22 Января 2007 12:02#296

[quote]/dev/hda2 /mnt/diskb ntfs ro,nls=utf8,gid=1000,dmask=0007,fmas k=0117[/quote] вот за это респект! советовали и cp1251 и koi8, все равно иероглифы были. Сейчас только в терминале :)

virens30 Января 2007 00:20#297

Интересный пост, немного комментариев, если не возражаете.

В статье, особенно под конец, чувствуется какая-то обречённость и усталость. Да, я и Роман Лагунов вас не предупредили, что Дебиан - не то, чтобы совсем не десктопный дистрибутив, но в общем больше серверный. До десктопного состояния его можно довести, задавшись целью, но по-настоящему десктопный - это Убунту. И если вы скажете, что и Убунту к рабочему столу простого юзера не готов - я вам не поверю :-)

Дебиан нужен тем, кто систему подстраивает под себя, а не себя под систему. Это невозможно сделать одной кнопкой.

Не понял про "возиться с пакетными зависимостями". Это как!? Когда мне в винде нужно поставить программу (на работе), я лезу на варёзные сайты, проверяю всё четырьмя антивирусами, потом лезу ищу кряк и потом, если нужно, долго танцую с бубном вокруг удаления, скажем, того же Нортон Антивируса. Это что, проще?

[quote]Здорово, что сразу после установки можно слушать музыку и смотреть фильмы без возни с крякнутыми ДиВиксами и прочими К-lite паками.[/quote]
Ну вот и плюсы в Линуксе нашлись :-) Кто бы мог подумать, что Линукс с виндовыми кодеками и МПлеер кажет видео быстрее на порядок, чем винда...

В сарже софт уже староват, даже для такого любителя древностей, как я :-) В Этче не два DVD, а целых три. И софта больше, и свежее он, и краше. Скоро буду переползать на него.

[quote]Но винду все-таки придется оставить, ибо там остались любимые игрушки (Маджонг 2006 и Эпоха империй 3 и несколько других).
[/quote]
Манджонгов и прочего в Линуксе навалом, игрушки идут через WINE/Cedega. Q1,2,3 и некоторые другие есть нативные. Так что игры в Линуксе есть.

[quote]Также иногда занимаюсь рипаньем фильмов, записью через карту MIRO DC10+, как с этим делом в линуксе еще не знаю.[/quote]
Блестяще даже в Сарже, а уж в Этче просто завались. Cinelerra, Kino и другие вас ждут :-)

[quote]Есть еще примитивный но очень нужный органайзер[/quote]
Ха! Откройте для себя Korganizer и забудьте эти виндовые поделия. Для этого, кстати, вовсе не нужно ставить KDE полностью - только одно приложение и зависимости. Если религия позволяет, конечно :-)

Владислав30 Января 2007 13:22#298

2virens
Да, некоторое количество инфы по настройке было найдено именно в факах Убунту. Однако менять дистр если что-то не получилось - это какая-то прямо слабость :) Настроить под себя - это именно то что нужно.
Конечно, усталость появляется, это не винда, где можно откинуться на спинку кресла :). Небольшой перекур - и снова в бой :)

[quote]...я лезу на варёзные сайты...[/quote] о, это меня и убивает! Зависимости, имею ввиду следующее - например хочу поставить новое готовое ядро, а оно ругается на mkinit и еще какие-то вещи, о которых aptitude никогда не слышал, или слышал но давно и неправда :) С непривычки это ставит в тупик. А в общем эта система сделана очень здорово.

Пока хочу отработать до автомата навыки первоначальной установки и настройки, например долго я бился с локалью utf-8, как-то получилось установить - сам не помню как :) Некоторые проги сопротивляются до сих пор, например xcdroast (буквы квадратами). Общая информация по дебиану обширна, но не хватает некоторой конкретной инфы\факов.
Этч имхо появиться только к концу весны/лету. Ждем с нетерпением.

Спасибо за информативный коммент, особливо за софт, буду иметь ввиду :)

Возврат к списку